В этом году Китайская Народная Республика отмечает 75 лет со дня своего образования. Столько же исполняется и установлению дипломатических отношений между Россией и КНР. Заглянув в прошлое, мы решили вспомнить, как все начиналось и с чем мы пришли в день сегодняшний.
Без сомнений
Еще до создания КНР от имени ЦК КПК Мао Цзэдун определил дипломатический курс нового Китая. А для того чтобы прямо обменяться мнениями с ЦК КПСС, получить понимание и поддержку со стороны Советского Союза в сфере политической, экономической и дипломатической деятельности нового Китая, делегация КПК во главе с Лю Шаоци предприняла секретный визит в СССР. По вопросу отношений между Советским Союзом и КНР Сталин тогда заявил, что Советский Союз объявит о признании правительства КНР с первого момента его существования.
И вот 1 октября 1949 года в «Манифесте центрального народного правительства КНР» председатель народного правительства Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику со столицей в Пекине. Также в декларации Центральный народный правительственный совет решил: «…Заявить правительствам всех других стран, что это правительство является единственным законным правительством, представляющим весь народ Китайской Народной Республики. Это правительство готово установить дипломатические отношения с любым иностранным правительством, которое готово соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территориальной целостности и суверенитета». Во второй половине дня премьер и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай послал этот официальный документ правительствам всех стран мира. Отдавая Манифест работникам на перепечатку, Чжоу Эньлай восторженно сказал: «Это будет первым дипломатическим документом нашего нового Китая и первой нотой, которая будет передана нашими посольствами правительствам всех стран».
Уже на следующий день заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко отправил телеграмму Чжоу Эньлаю, в которой сообщил, что Правительство Советского Союза решило установить дипломатические отношения с КНР и предлагает взаимное назначение послов. КНР и СССР официально установили дипломатические отношения, и Советский Союз стал первой в мире страной, которая сделала это.
3 октября 1949 года премьер Государственного административного совета (ныне Госсовет КНР) и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай отправил ответную телеграмму, выражая горячее приветствие Правительству Советского Союза за официальное признание КНР, решение установить дипломатические отношения с КНР и назначить посла СССР в КНР.
На стадии расцвета
Так начиналась наша дружба, и в период с 1949 по 1956 годы советско-китайские отношения находились в стадии расцвета. В это время Советский Союз оказывал КНР всестороннюю поддержку в создании государства, формировании вооруженных сил, обучении специалистов.
Большую роль в обеспечении условий для перехода к социалистическому строительству в КНР сыграл «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи», заключенный в 1950 году. Стороны договорились сотрудничать во всех международных действиях по обеспечению мира и безопасности; добиваться скорейшего заключения мирного договора с Японией; не заключать союзов и не участвовать в коалициях, направленных против другой стороны; консультироваться по важным международным вопросам. А также развивать экономические, культурные связи и оказывать друг другу экономическую помощь в соответствии с принципами равноправия, взаимных интересов и уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Одновременно были подписаны соглашения: «О долгосрочном кредите для оплаты поставок из СССР оборудования для электростанций, металлургических и машиностроительных заводов, угольных шахт, рудников, железных дорог, автотранспорта и другого». СССР обязался помочь КНР в строительстве 50 крупных промышленных предприятий. СССР безвозмездно передал КНР свои права на совместное управление и свою долю имущества КЧЖД. Предусматривались вывод советских войск из Порт-Артура и передача КНР сооружений в этом районе. Договор 1950 года положил начало широкому развитию братских взаимоотношений, выразившихся в ряде соглашений, в том числе:
- об учреждении на паритетных началах смешанных акционерных обществ;
- по эксплуатации воздушных линий между СССР и КНР;
- о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгари и озеру Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях;
- О прямом ж.-д. сообщении;
- Об обучении граждан КНР в вузах СССР;
- О помощи в строительстве и реконструкции 141 крупного промышленного предприятия в КНР;
- О сотрудничестве в области радиовещания;
- О научно-техническом сотрудничестве в различных отраслях народного хозяйства;
- О льготном долгосрочном кредите правительству КНР и другие.
Еще одним значимым документом, принятым в то время, стала Совместная декларация 1954 года. СССР и КНР договорились консультироваться для согласования действийпо обеспечению безопасности обоих государств, поддержанию мира на Дальнем Востоке и во всем мире. Стороны подчеркнули, что будут и впредь строить отношения с другими государствами на основе принципов мирного сосуществования, взаимоуважения, суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела, равенства и взаимной выгоды. В целом, с 1954 по 1957 год было заключено большое количество соглашений. Например, «О регулярном воздушном сообщении», «О помощи Китаю в развитии исследований по ядерной физике и использовании атомной энергии для нужд народного хозяйства», «О помощи Китаю в развитии некоторых отраслей промышленности», «О культурном сотрудничестве», «О научном сотрудничестве между Академиями наук СССР и КНР» и другие.
В этот же период предусматривалось и строительство 55 крупных промышленных предприятий, кроме 156 уже сооружавшихся, а также расширение помощи в геологических работах.
СССР и КНР активно участвовали в совместных акциях социалистических стран. Так, КНР приветствовала подписание Варшавского договора в 1955 году. СССР и КНР подписали соглашение «Об организации Объединенного института ядерных исследований» вместе с рядом стран. В Совместной декларации 1957 года стороны заявили, что считают своим высшим долгом укрепление единства социалистических стран на основе полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета и взаимного невмешательства во внутренние дела.
Непростые времена
Справедливости ради нужно отметить, что взаимоотношения не всегда были гладкими. Особенно это касается периода с конца 50-х годов. Охлаждение наступило в связи с изменением политического курса руководства КНР. Однако, даже не смотря на это, наши страны продолжали диалог, пусть и не такой интенсивный. Так, в 1969 году в пекинском аэропорту премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай провел встречу с Председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным с целью урегулирования крайне напряженных после вооруженных столкновений на восточных и западных участках китайско-советской границы отношений между двумя странами. Встреча положила начало постепенной нормализации советско-китайских отношений, на ней было решено вновь назначить послов и активизировать торговые и экономические связи. И отношения действительно укреплялись. Например, в 1984 году возобновился обмен студентами и стажерами (по 70 человек с каждой стороны). В 1986-м были открыты Генеральные консульства: китайское — в Ленинграде и советское — в Шанхае. В 1989 году советский лидер М. С. Горбачев совершил официальный визит в Китай. Именно здесь, на встрече двух глав государств, Дэн Сяопин произнес слова о необходимости «закрыть прошлое и открыть будущее». На следующий год уже премьер Госсовета КНР Ли Пэн посетил СССР.
После распада Советского Союза с декабря 1991 года Россия по международному праву наследовала статус бывшего СССР на международной арене. 27 декабря 1991 года представители Китая и России подписали в Москве протокол переговоров, заявив о пролонгации дипотношений между КНР и СССР. Так начался новый период в развитии отношений между КНР и Россией, которые постепенно становились все более близкими и доверительными.
«Самый древний сосед»
Безусловно, трудности в общении, которые возникли между нашими странами в середине XX века, — явление временное. По-иному и быть не могло, учитывая, что история российско-китайских отношений насчитывает четыре столетия и Китай — «самый древний сосед» нашей страны и в прямом, и в переносном смысле. На этом пути государства сближались и отдалялись, переживая периоды дружбы и охлаждения, но ткань отношений никогда не рвалась.
Основа российско-китайских отношений была заложена благодаря взаимным торговым интересам. Как свидетельствуют документы, первые попытки русских установить контакты с Китаем относятся к 1608 году. Самой успешной стала миссия казаков во главе с И. Петлиным в 1618 году.
Представление о первых русских посольствах дают запись в книге Посольского приказа об установлении дипломатических отношений и обмене грамотами (1–4 сентября 1618 года) и грамота царя Алексея Михайловича китайскому императору Шунь-чжи (Ши-цзу) о посылке в Китай сына боярского И. Перфильева и тобольского бухарца С. Аблина (10 марта 1658 года).
К середине XVII века сближение территориальных владений России и Китая создало условия для установления постоянных дипломатических и торговых связей. Как итог, в августе 1689 года в Нерчинске состоялись переговоры между дипломатическими представителями Российского государства и империи Цин, завершившиеся подписанием первого в истории договора о мире и добрососедских отношениях между европейской державой и крупнейшим государством Восточной Азии.
Еще одним знаковым документом, укрепившим двусторонние отношения России и Китая, стал Кяхтинский договор 1727 года, который узаконил российско-китайскую приграничную торговлю и определил дальнейшие перспективы межгосударственных, культурных, научных и торговых отношений, развивавшихся на протяжении второй половины XVIII – XIX веков. Именно в XVIII веке был сделан решающий шаг в развитии диалога двух культур.
Позже, во второй половине XIX века, в результате серии переговоров, инициированных Россией, было подписано несколько значимых дипломатических документов (Айгуньский, Тяньцзиньский, Пекинский (дополнительный), Санкт-Петербургский договоры), отражавших заинтересованность обеих сторон в обеспечении безопасности, а также регулировавших вопросы осуществления торговли и территориального размежевания в Центральной Азии. В условиях нараставшей экспансии стран Запада на Дальнем Востоке они стали основой складывания союзнических отношений и культурного взаимодействия между Россией и империей Цин.
Взаимопомощь и дружеские отношения сохранялись и после революции 1917 года в России, вплоть до образования КНР.
Стратегическое партнерство
Сегодня Китайскую Народную Республику и Российскую Федерацию после подписания в 2001 году по инициативе Председателя КНР Цзян Цзэминя российско-китайского договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» связывают узы стратегического партнерства. Наши страны тесно взаимодействуют друг с другом на мировой арене, придерживаясь общих позиций и стратегий по большинству международных вопросов, активно развивается торгово-экономическое сотрудничество во всех сферах (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, туризм, военное дело, инвестиции, инновации, образование, наука и технологии и др.).
Лидеры России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпинь в новейшей истории взаимоотношений между двумя странами встречались более 40 раз. Президент России Владимир Путин более 20 раз посещал Китай с визитами и для участия в международных мероприятиях. Он был в КНР чаще, чем любой другой мировой лидер. Председатель КНР Си Цзиньпин посещал Россию с визитами девять раз — больше, чем любую другую страну.
Помимо этого, с 1996 года действует механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая. Успешно функционируют возглавляемые вице-премьерами пять межправительственных комиссий, несколько десятков межведомственных подкомиссий и рабочих групп.
Поддерживается активный контакт на уровне глав внешнеполитических ведомств. Также действует межпарламентская комиссия по сотрудничеству Совета Федерации и Государственной Думы с Всекитайским собранием народных представителей. На регулярной основе осуществляется обмен делегациями по линии профильных парламентских комитетов и комиссий, а также депутатских групп российско-китайской дружбы.
Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах.
Важнейшей составляющей двусторонних отношений является и торгово-экономическое взаимодействие между Россией и Китаем, который с 2010 года выступает крупнейшим торговым партнером Российской Федерации.
Лидеры России и Китая поставили задачу удвоить товарооборот между двумя странами — довести его до 200 млрд в 2024 году.
Особое значение во всем комплексе двусторонних отношений имеет тесное взаимодействие России и Китая в военной сфере. На регулярной основе проводятся совместные командно-штабные, военно-морские, военно-воздушные и антитеррористические учения. Важным компонентом являются совместные воздушные и морские патрулирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в акватории Индийского океана.
Активно развиваются российско-китайские связи в области образовательного, научного и культурного сотрудничества. А флагманом двустороннего сотрудничества в образовательной сфере выступает Совместный университет, созданный в Шэньчжэне на базе МГУ имени М. В. Ломоносова и Пекинского политехнического института.
И, подводя итог, отметим, что с 1992 года российско-китайские отношения четыре раза переходили на новый уровень: утверждение статуса «дружественных государств», «конструктивного партнерства», «партнерства и стратегического взаимодействия» и «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». Ждем следующий?