Проблемы дедолларизации международной торговли стали одной из основных тем выступления на одной из панельных дискуссий Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ-2023) Заместителя Председателя СФ Константина Косачева. В своем объемном выступлении он затронул еще несколько важных тем, включая вопросы правовых режимов внешнеэкономической деятельности, проблематики санкций, перспектив участия России в международных финансовых организациях.
«Лейтмотив Петербургского юридического форума в этом году – «Суверенитет в праве». Для достижения этой цели критически важно вместе с союзниками и партнерами проводить политику на укрепление собственного суверенитета, заблаговременно разрывая опасные и непредсказуемые зависимости от США. В том числе это касается тенденции дедоларизации, которая обеспечивается с помощью перехода в международной торговле к расчетам в национальных валютах»,
— сказал Константин Косачев.
Он отметил, что Россия почти полностью отказалась от валют «недружественных» стран в трансграничных расчетах. «Но в этой связи важна и правовая настройка», — подчеркнул законодатель. По его мнению, наращивание доли расчетов в национальных валютах только усилит потенциал дедолларизации.
Касаясь вопроса о перспективах участия нашей страны международных организациях, сенатор отметил, что они будут сохранены только, если Россия сможет организовать международное право на более справедливой основе. «Полагаю, что в этом заинтересовано все международное сообщество. То, что происходит вокруг России сегодня, затрагивает коренные интересы всех стран, но современное международное право, к сожалению, не способно защищать тех, кто не согласен с доминированием Запада».
Также вице-спикер СФ предложил подумать о разработке перечня условно «дружественных» России иностранных государств, а также перечня нейтральных стран, которые, по сути, занимают «выжидательную» позицию в вопросе ведения взаимовыгодного бизнеса в России и вместе с Россией.
«Правовые режимы внешнеэкономической деятельности с учетом фактора дружественности по отношению к России могли бы быть учтены в рамках разработки двух важных документов – Стратегии развития внешнеэкономической деятельности РФ, а также единого, комплексного Федерального закона «О внешнеэкономической деятельности РФ», необходимость принятия которого назрела»
— убежден законодатель.